Vestkystruten: велопоход c детьми по Дании - Северной Ютландии


Даты

11-24 июля 2020

Трек



По дням

Маршрут

Мы стартовали в городке Stenbjerg, утром из кемпинга. Хозяин разрешил нам оставить машину прямо в кемпинге, но также там есть небольшая парковка у отеля без всяких обязательств.


Далее, без премудростей, мы проехали примерно 250км по веломаршруту №1 Vestkystruten до Скагена. И это был маршрут, построенный и оборудованный лучшим образом из всех, что мне доводилось видеть.
Идеальные грунтовки и гравийки, разбавленные асфальтом примерно на половину.






Ехать по шоссе с машинами, где не была бы отделена велополоса, пришлось километра 3 за все это время. На всех дорогах, где есть хоть сколько-нибудь активное движение, были велодорожки. И при всем этом в спину дул ветер, а рельефа не было почти совсем.

Уже у самого Скагена чуть не проехали чудесное место - Råbjerg Mile. Это огромная дюна, которая выглядит совершенно как пустыня, если зайти в нее поглубже.

В Скагене мы устроили прогулку по городу и музеям, не забыли и про косу Grenen. Несмотря на моросящий дождик и рабочий день везде было полно народу. И настало время возвращаться.

На поезде доехали до города Brønderslev и пытались добраться против ветра до машины. Изначальный план - выбраться на берег фьорда и через Thristed вернуться в Stenbjerg - сразу был отметен. Нам потребовалось бы не меньше недели на это, а ветер как раз усилился и дул ровно по треку.


Потому мы поехали к морю, и преодолев 50км за 2 дня вернулись в Svinkløv, откуда уже я один поехал оставшиеся 80км за машиной. Так вышло, что ехал я по изначальному плану, и обнаружил, что почти ничего интересного на нем не было, да и фьорд купабельным не выглядел.

Погода

Мне погода понравилась, особенно когда не надо ехать против ветра. Большую часть похода было солнечно, около +16-18 днем, +12-15 ночью. То есть да, разница в температуре днем и ночью крайне незначительная. Чем севернее мы уезжали, тем заметнее это было.
Вода примерно такой же температуры. Купаться, в принципе, можно, если есть солнце.
Ветер дул постоянно, преимущественно западный. Это было очень кстати, потому что основную дистанцию ехали мы на северо-восток. А вот возвращение назад было довольно трудным, еле-еле удавалось дежрать 15км/ч против ветра. И дороги были как назло совершенно прямыми и по полям.

Что касается осадков, летом это случается не часто. Дождливый был только один день, дождь то шел мелкий, то усиливался, то переставал. Ехать под ним было вполне тепло и приятно.

Транспорт

Для всей Дании есть замечательный портал для планирования маршрутов - rejseplanen.dk.
Но у него есть нюанс - при выборе опции перевозки велосипеда он не находит вообще ничего. А это неправда.

Нам довелось воспользоваться только поездом, из Skagen в Brønderslev. Собственно, это было самое далекое место, куда можно уехать поездом из Скагена. Дальше только автобус, а проверять толерантность водителя к груженым велосипедам не хотелось.
Поезда ходили каждый час. Билет можно купить на любой станции в терминале. Дети до 11 лет были бесплатно, взрослые - по 80 крон (8 зон), велосипеды по 13 крон за штуку. И конечно же билеты никто не проверял. Для велосипедов была выделена зона вдоль сложенных кресел, прямо как в ласточках. Только садиться на эти кресла никто не желает, и перегораживать тамбур не нужно. По мне так идеальный вариант перевозки.

Ночевки

Ставить палатки можно не только в кемпингах. Есть сайт с картой бесплатных мест для ночевок и прочими туристическими ништяками -  https://udinaturen.dk/. Конечно же, он только на датском, но с картинками.

Из полезного - там есть источники питьевой воды с gps координатами (многие уже были в openstreetmap, но не все), все веломаршруты, в том числе трейлы в байкпарках, и прочие достопримечательности.

А посмотреть карту мест для ночевк - это Sov under stjernerne. И там есть несколько опций.

Frit teltningsområde - Зоны свободного кемпинга

Внутри них можно ставить палатку где угодно (но так, чтобы ее не было видно с автодорог), готовить на горелке с закрытым пламенем и провести на одном месте максимум одну ночь. В случае Северной Ютландии эти зоны находятся практически во всех лесах.

Primitiv overnatningsplads - Оборудованные места для стоянок

В самом простом случае это будет участок с покошенной травой. Но как правило там бывает кран с питьевой водой, туалет, укрытия типа лааву и кострища. И как правило там довольно людно, особенно в выходные. Все такие стоянки, встретившиеся по пути, находились внутри зоны свободного кемпинга, и никто не мешал уйти подальше в лес, но
пользоваться благами цивилизации. Одна беда - мест этих не так уж и много.


Primitiv overnatningsplads med shelter - Укрытия

Наиболее распространненные укрытия, их много по всей стране, но прямо на веломашртутах они, как правило, не стоят. В самом простом случае - только укрытие с дощатым полом типа лааву. Состояние у тех, что мы видили, в целом лучше, чем у финских. Никаких щелей, везде чисто, вполне можно жить и ехать без палатки. Если в описании не написано обратное, и укрытие не в зоне свободного кемпинга - ставить палатку рядом с таким укрытием нельзя.
Один раз встретили старый бункер, отмеченный как укрытие. Там были нары, стол, печка и дрова. Внутри было сыро, но удивительно чисто.

Lejrplads

Нечто вроде туристических баз, где надо заранее резервировать место. Иногда они заняты на неделю вперед, иногда - свободны ближайшей ночью. Но мы мимо подобных заведений не проезжали и посмотреть на них вживую не вышло.

А более полная информация обо всех вариантов ночевок - https://en.m.wikivoyage.org/wiki/Primitive_camping_in_Denmark.

Кемпинги

Кемпинги по пути встречались каждые километров 20, ночевать всегда в них в палатке не составляло бы никаких проблем. По устройству и чистоте они были прекрасны. Во многих выдается определенное место под палатку с номером, и часто оно отгорожено от других зеленым забором. Иногда это дополнительная опция за деньги, а для простых людей есть большое поле втыкайся-где-хочешь.
Что касается людей, их было много. Но много относительно, например, Финляндии и Готланда. Не так уж и много, если сравнивать с Чехией. Тем не менее, кемпинги выглядили заполенными. А снять домик без бронирования за хотя бы неделю (за адекватные деньги) было бы невозможно.

Цены

Все дорого, даже относительно любой другой Европы. Среди продуктовых магазинов нам понравились Spar и Aldi, но на маршруте их было не то что бы много. Всякие мелкие деревенские магазины, как правило, имеют скудный ассортимент и еще более высокие цены. Как и магазины при кемпингах.

Что касается кемпингов, тут они не очень дорогие, если рядом нет больших городов. Например, стартовый кемпинг Stenbjerg обошелся в 230 крон, Svinkløv - в 280, за 2х взрослых и 2х детей. А кемпинг в Скагене - около 450. Примерно такие же цены были замечены около Aarhus, где мы думали заночевать по дороге назад.

Развлечения

На маршруте меня поразило количество байкпарков. Казалось бы, плоская местность, но нет. Рядом с каждым пупырем обязательно будет штук 5 трейлов, причем довольно простых и интересных. К счастью, я поехал на MTB и было, чем заняться на дневках.


После похода мы посетили парк с ручными оленями в Aarhus. На удивление он был совершенно бесплатный, но с собой необходимо иметь яблоки, на худой конец морковку, иначе фоточек с оленями вам не видать.


Далее, переночевав в домике в кепминге Jelling, провели день в Legoland. И это был, наверное, худший опыт парка аттрационов. Самих аттракционов там десятка полтора, и на все более-менее интересное очереди по 30-60 минут. И это в будний день. Вероятно, стоило разобоаться с их сервисом резервирования времени, но это нужно быть гуру планирования, чтобы всюду попасть и все совпало.

Комментарии