Даты
11-24 июля 2020
Трек
По дням
Маршрут
Мы
стартовали в городке Stenbjerg, утром из кемпинга. Хозяин разрешил нам
оставить машину прямо в кемпинге, но также там есть небольшая парковка у
отеля без всяких обязательств.
Далее, без
премудростей, мы проехали примерно 250км по веломаршруту №1
Vestkystruten до Скагена. И это был маршрут, построенный и оборудованный
лучшим образом из всех, что мне доводилось видеть.
Идеальные
грунтовки и гравийки, разбавленные асфальтом примерно на половину.
Ехать
по шоссе с машинами, где не была бы отделена велополоса, пришлось
километра 3 за все это время. На всех дорогах, где есть хоть
сколько-нибудь активное движение, были велодорожки. И при всем этом в
спину дул ветер, а рельефа не было почти совсем.
Уже у самого Скагена чуть не проехали чудесное место - Råbjerg Mile. Это огромная дюна, которая выглядит совершенно как пустыня, если зайти в нее поглубже.
В Скагене мы устроили прогулку по городу и музеям, не забыли и про косу Grenen. Несмотря на моросящий дождик и рабочий день везде было полно народу. И настало время возвращаться.
На поезде доехали до города Brønderslev и пытались добраться против
ветра до машины. Изначальный план - выбраться на берег фьорда и через
Thristed вернуться в Stenbjerg - сразу был отметен. Нам потребовалось бы
не меньше недели на это, а ветер как раз усилился и дул ровно по треку.
Потому
мы поехали к морю, и преодолев 50км за 2 дня вернулись в Svinkløv,
откуда уже я один поехал оставшиеся 80км за машиной. Так вышло, что ехал
я по изначальному плану, и обнаружил, что почти ничего интересного на
нем не было, да и фьорд купабельным не выглядел.
Погода
Мне погода понравилась, особенно когда не надо ехать против ветра. Большую часть похода было солнечно, около +16-18 днем, +12-15 ночью. То есть да, разница в температуре днем и ночью крайне незначительная. Чем севернее мы уезжали, тем заметнее это было.
Вода примерно такой же температуры. Купаться, в принципе, можно, если есть солнце.
Ветер дул постоянно, преимущественно западный. Это было очень кстати, потому что основную дистанцию ехали мы на северо-восток. А вот возвращение назад было довольно трудным, еле-еле удавалось дежрать 15км/ч против ветра. И дороги были как назло совершенно прямыми и по полям.
Что касается осадков, летом это случается не часто. Дождливый был только один день, дождь то шел мелкий, то усиливался, то переставал. Ехать под ним было вполне тепло и приятно.
Транспорт
Для всей Дании есть замечательный портал для планирования маршрутов - rejseplanen.dk.
Но у него есть нюанс - при выборе опции перевозки велосипеда он не находит вообще ничего. А это неправда.
Нам довелось воспользоваться только поездом, из Skagen в Brønderslev. Собственно, это было самое далекое место, куда можно уехать поездом из Скагена. Дальше только автобус, а проверять толерантность водителя к груженым велосипедам не хотелось.
Поезда ходили каждый час. Билет можно купить на любой станции в терминале. Дети до 11 лет были бесплатно, взрослые - по 80 крон (8 зон), велосипеды по 13 крон за штуку. И конечно же билеты никто не проверял. Для велосипедов была выделена зона вдоль сложенных кресел, прямо как в ласточках. Только садиться на эти кресла никто не желает, и перегораживать тамбур не нужно. По мне так идеальный вариант перевозки.
Ночевки
Ставить палатки можно не только в кемпингах. Есть сайт с картой бесплатных мест для ночевок и прочими туристическими ништяками - https://udinaturen.dk/. Конечно же, он только на датском, но с картинками.
Из полезного - там есть источники питьевой воды с gps координатами (многие уже были в openstreetmap, но не все), все веломаршруты, в том числе трейлы в байкпарках, и прочие достопримечательности.
А посмотреть карту мест для ночевк - это Sov under stjernerne. И там есть несколько опций.
Frit teltningsområde - Зоны свободного кемпинга
Внутри них можно ставить палатку где угодно (но так, чтобы ее не было видно с автодорог), готовить на горелке с закрытым пламенем и провести на одном месте максимум одну ночь. В случае Северной Ютландии эти зоны находятся практически во всех лесах.
Primitiv overnatningsplads - Оборудованные места для стоянок
В самом простом случае это будет участок с покошенной травой. Но как правило там бывает кран с питьевой водой, туалет, укрытия типа лааву и кострища. И как правило там довольно людно, особенно в выходные. Все такие стоянки, встретившиеся по пути, находились внутри зоны свободного кемпинга, и никто не мешал уйти подальше в лес, но
пользоваться благами цивилизации. Одна беда - мест этих не так уж и много.
Primitiv overnatningsplads med shelter - Укрытия
Наиболее распространненные укрытия, их много по всей стране, но прямо на веломашртутах они, как правило, не стоят. В самом простом случае - только укрытие с дощатым полом типа лааву. Состояние у тех, что мы видили, в целом лучше, чем у финских. Никаких щелей, везде чисто, вполне можно жить и ехать без палатки. Если в описании не написано обратное, и укрытие не в зоне свободного кемпинга - ставить палатку рядом с таким укрытием нельзя.
Один раз встретили старый бункер, отмеченный как укрытие. Там были нары, стол, печка и дрова. Внутри было сыро, но удивительно чисто.
Lejrplads
Нечто вроде туристических баз, где надо заранее резервировать место. Иногда они заняты на неделю вперед, иногда - свободны ближайшей ночью. Но мы мимо подобных заведений не проезжали и посмотреть на них вживую не вышло.
А более полная информация обо всех вариантов ночевок - https://en.m.wikivoyage.org/wiki/Primitive_camping_in_Denmark.
Кемпинги
Кемпинги по пути встречались каждые километров 20, ночевать всегда в них в палатке не составляло бы никаких проблем. По устройству и чистоте они были прекрасны. Во многих выдается определенное место под палатку с номером, и часто оно отгорожено от других зеленым забором. Иногда это дополнительная опция за деньги, а для простых людей есть большое поле втыкайся-где-хочешь.
Что касается людей, их было много. Но много относительно, например, Финляндии и Готланда. Не так уж и много, если сравнивать с Чехией. Тем не менее, кемпинги выглядили заполенными. А снять домик без бронирования за хотя бы неделю (за адекватные деньги) было бы невозможно.
Цены
Все
дорого, даже относительно любой другой Европы. Среди продуктовых
магазинов нам понравились Spar и Aldi, но на маршруте их было не то что
бы много. Всякие мелкие деревенские магазины, как правило, имеют скудный
ассортимент и еще более высокие цены. Как и магазины при кемпингах.
Развлечения
На маршруте меня поразило количество байкпарков. Казалось бы, плоская местность, но нет. Рядом с каждым пупырем обязательно будет штук 5 трейлов, причем довольно простых и интересных. К счастью, я поехал на MTB и было, чем заняться на дневках.
После похода мы посетили парк с ручными оленями в Aarhus. На удивление он был совершенно бесплатный, но с собой необходимо иметь яблоки, на худой конец морковку, иначе фоточек с оленями вам не видать.
Далее, переночевав в домике в кепминге Jelling, провели день в Legoland. И это был, наверное, худший опыт парка аттрационов. Самих аттракционов там десятка полтора, и на все более-менее интересное очереди по 30-60 минут. И это в будний день. Вероятно, стоило разобоаться с их сервисом резервирования времени, но это нужно быть гуру планирования, чтобы всюду попасть и все совпало.
Комментарии
Отправить комментарий